На главную Об авторе Библиотека Критика Скачать Написать
Шрифт: КРУПНЕЕ - мельче
Библиотека: "Пространство русского духа"

 

II

Свадьба Рыси – это тоже пир, только страшный и кровавый, на котором осуществляется мистическое бракосочетание со смертью. Перед нами – типичный для древнерусской песни способ изображения междоусобной брани как кровавого свадебного пиршества («ту кровавого вина не доста, ту пир докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша»). Другой характерный способ изображения – сопоставление брани с кровавой страдой («на Немизе снопы стелютъ головами, молотят чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела») – также используется Александром Введенским в «Начале поэмы», где мертвецы, лежащие вповалку, сравниваются с «пунцовой соломкой». И, наконец, третий способ, когда брань описывается как страшный ратный сев («костьми посеяна, а кровию польяна»), применяется как в «Начале поэмы», так и в стихотворении «Больной, который стал волной» (1929), коррелируясь со строкой «печаль жирна тече»:

сбирались в кучу командиры
шипели вот она резня
текли желудочные жиры
всю зелень быстро упраздня

При этом в «Начале поэмы» особенно подчеркивается абсурдность происходящего – ведь Рысь-Русь сочетается не с небесным Женихом, а «женится» на смерти. То есть совершается нечто противоестественное, нечто извращенное, когда невеста не венчается венцом бессмертия, а цинично приносится в жертву подложной «ватошной» смерти. Конечно, речь здесь идет о гражданской войне или, выражаясь языком автора «Слова о полку Игореве», усобице и крамоле. 

Детство и юность поэта приходятся на тяжелые, небывалые годы русской истории – Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война. Впоследствии, арестованный в 1931 году, он откровенно говорит на допросах о своих монархических убеждениях и определяет свое политическое кредо тремя словами: «Бог, царь, православие», видя в русском царе «мистическую фигуру – помазанника Божия». Эти убеждения остаются неизменными до конца жизни. В поэме «Минин и Пожарский» поэт называет Уральскую местность, где была казнена царская семья, «адом». А в упомянутой «Элегии», написанной за год до гибели, он признается, что ему всего милей «орла гвоздика», то есть всего дороже образ двуглавого орла – державного символа Российской империи.

Трагические события начала ХХ столетия находят непосредственное отражение в «Начале поэмы» Александра Введенского. Прежде всего, это Кронштадтский мятеж 1921 года, очевидцем которого был семнадцатилетний поэт. Формальный прием (набор понятий), используемый им при описании неудавшегося восстания, отнюдь не кажется абсурдным. Здесь есть и грозное балтийское небо, и гордая боцманская дудка, и прибрежный мол (мел) со стенкой, где были расстреляны непокорные кронштадтские матросы («пунцовая соломка»), и даже палаческая команда «пли», преобразованная в число 3: 

небо грозное кидает
взоры птичьи на Кронштадт
гордой дудкой мчатся волны
мел играет мертвой стенкой
в даль кидает как водичку
спит пунцовая соломка
на спине сверкает «три»

Другая реалия гражданской войны – английская оккупация северной России, которая приветствуется адептами белой идеи – также находит точное выражение в «Начале поэмы»: «полк английский ерусланский шепчет важное ура». Кажется абсурдным, что именем русского сказочного героя называется иностранное воинство, вторгшееся в российские пределы, но такова была тогдашняя действительность, которая порождала в поэтическом сознании подобную «бессмыслицу».

Примечательно, что в данном случае поэт опять обращается к «Слову о полку Игореве», где боевые доспехи имеют конкретный этнический эпитет (аварские, половецкие, латинские или литовские шеломы), означая как качество предмета, так и его принадлежность к тому или иному воинскому стану. В «Четырех описаниях» (1931) этот этнический принцип Александр Введенский доведет до совершенства (абсурда) при изображении рукопашной схватки:

Немецкие руки врагов
не боялись наших штыков.
Турецкие глаза врагов
не пугались наших богов.
Австрийская грудь врага
стала врагу не дорога.

 

Previous
Content
Next
 
Сайт лепил www.malukhin.ru