|
||||||||||||||
ТАТЫ Таты – народ в России, коренное население республики Дагестан. По данным последней переписи, в республике проживает полторы тысячи татов. Этноним «тат» тюркского происхождения и означает подданного, находящегося на службе. История татов началась в VI веке, когда иранский шах Хосров I Ануширван (501–579) развернул репрессии против религиозных меньшинств – маздакидов, иудеев и христиан, переселив их на земли подвластной ему Кавказской Албании. На новых землях переселенцы получили название татов или кавказских персов, поскольку все говорили на одном диалекте персидского языка. После арабского завоевания Кавказской Албании началась усиленная исламизация местного населения, в результате часть татов приняла ислам шиитского толка. В настоящее время среди татов есть последователи двух религий – иудаизма и ислама. Некоторые ученые также называют татов, исповедующих иудаизм, горскими евреями, однако другие исследователи не разделяют эту точку зрения. На Кавказе таты строили города и возводили крепости для защиты северных рубежей Ирана. Также занимались земледелием, обрабатывая горные участки земли, где сеяли пшеницу, ячмень, просо, рожь, разводили виноград, сажали плодовые сады, выращивали овощи. Из домашнего скота держали овец, коров, ослов, лошадей, изредка верблюдов. Будучи искусными ремесленниками, таты славились ковровыми изделиями, чеканкой по металлу, инкрустацией. Иранское происхождение татов отразилось в их фольклоре. В татских легендах и сказках то и дело встречаются персидские мотивы – от старинных монет эршефи до игры в нарды, изобретенной по повелению шаха Хосрова I Ануширвана его визирем в пику индийским шахматам. Классик горско-еврейской литературы Амалдан Кукуллу (1935–2000) посвятил жизнь сбору и изучению татского фольклора, горско-еврейского эпоса. Его сборник сказок «Золотой сундук» (1974), многие из которых писатель лично записал от сказителей Дагестана, и поныне считается лучшим изданием устного народного творчества татов. КАК ЮНОША БОРОДУ КУПИЛ Татская сказка Жил старый купец. И был у него единственный сын. Когда сыну исполнилось шестнадцать лет, он попросил отца: – Отпусти меня с торговым обозом, хочу мир повидать, хочу узнать, как люди живут в других землях. Старый купец стал его отговаривать: как всякий родитель, он считал своего сына еще ребенком. Но тот был непреклонен. В конце концов, отец согласился. Он дал сыну три тысячи золотых персидских монет – эршефи. И юноша уехал с торговым обозом. После долгого пути обоз достиг одного большого города. Там было много базаров, где продавали и фарфор, и хрусталь. Юноша принялся обходить торжища, прикидывая, на чем бы заработать. Однажды он увидел важного чиновника с огромной рыжей бородой: тот сидел под чинарой и играл в нарды. Юноша заметил, что прохожие почтительно приветствуют бородача, а тот в ответ лишь небрежно кивает головой. Сын купца подошел к игроку и стал внимательно разглядывать его бороду. Чиновник заерзал: – Что ты на меня так уставился? – Да, много я видел бород, – отвечает юноша, – но такой богатой бороды, как у тебя, почтеннейший, нигде не видел. Продай мне свою бороду, я уплачу тебе, сколько ты захочешь. Бородач рассмеялся: – Ты что, дурачок? Но сын купца не отступал. – Я уплачу тебе тысячу эршефи. Две тысячи. Нет, три тысячи эршефи! У чиновника от жадности заблестели глаза: – Но зачем тебе моя борода? – У меня есть все, – ответил юноша, – нет только такой бороды. Бородач согласился: – Хорошо, продаю! Они заверили подписанный договор у правителя города, и юноша попрощался с чиновником: – А теперь мне нужно походить по базарам – отец ждет меня с товарами. Чиновник удивился: – А как же борода? – Почтеннейший, она теперь моя. Хочу – беру ее, хочу – не беру. Чиновник обрадовался: «Задаром получил целых три тысячи эршефи! – подумал он. – А парень и впрямь дурачок». Целую неделю юноша бродил по базарам, приценивался к товарам. А через неделю в городе был объявлен праздник – важный чиновник отмечал именины. Сын купца явился на пир. Видит: на самом почетном месте рядом с правителем города сидит чиновник и важно поглаживает рыжую бороду. Сын купца подошел к столу и сел рядом с именинником. Тот был раздосадован, увидев нежданного гостя, однако предложил угощение. – Благодарю, мне ничего не надо, – сказал юноша. – Я лучше займусь своей бородой – хочу украсить ее в честь торжества. Он достал краски и начал раскрашивать бороду хозяина разными цветами. Потрясенные гости молчали, а чиновник только глазами хлопал. Наконец, правитель города не выдержал, вышел в другое помещение и велел слуге позвать хозяина. Вскоре туда пришел размалеванный чиновник, а за ним и юноша с красками. Правитель и чиновник предложили юноше расторгнуть договор и вернуть ему три тысячи эршефи. – Мне деньги не нужны, – заупрямился сын купца, – мне нужна борода. Чиновник воскликнул: – Плачу пять тысяч эршефи, только избавь меня от позора! А юноша снова: – Мне деньги не нужны, мне нужна борода. – Даю десять тысяч! Тогда сын купца как будто нехотя уступил, и за десять тысяч эршефи На следующий день юноша закупил целый обоз хрусталя и фарфора и отправился домой. – Что привез, сын мой? – спросил отец. – Хрусталь и фарфор на десять тысяч эршефи. Отец удивился: – Откуда ты взял столько денег? Сын рассказал ему, как все было. Старый купец улыбнулся: – Теперь я вижу, что у меня есть достойный преемник. И передал сыну свое торговое дело. Как юноша бороду купил. Татская сказка. Рассказал Б. Назаров в 1964 году. Записал и перевел А. Кукуллу. Литературная обработка Е.В. Лукина. |
||||||||||||||