|
||||||||||||||
МАНСИ Манси – народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и соседних областей. Самоназвание «манси» означает «человек». В старину манси называли вогулами. Численность – 12 тысяч человек. Ближайшее родственное племя – ханты. Традиционно манси занимались оленеводством, охотой. Добывали крупного зверя: лося, медведя, пушнину: белку, соболя, лисицу. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот. В тайге собирали ягоды, кедровые орехи, съедобные коренья. В пищу употребляли жареное, вяленое, сушеное мясо и рыбу. Зимой манси жили в срубных домах с земляной крышей, летом – в конических берестяных чумах. Жилище отапливалось и освещалось чувалом – открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Женская одежда состояла из платья, распашного халата, платка, двойной оленьей шубы. Мужчины носили штаны, рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов – из оленьей шкуры (малица). Первоначально манси, как и ханты, жили на Урале, но коми и русские постепенно вытеснили их в Зауралье. В XVI веке началось присоединение Сибири к Московскому государству, на земле манси усилилась русская колонизация, и манси со временем были обращены в православие. Однако традиционные верования – шаманизм, анимизм – сохранили свое влияние. Манси делились на две экзогамные фратрии – Пор и Мось. Мужчины Мось женились только на женщинах Пор и наоборот. Предком Пор считался медведь, предком Мось – мифическая женщина Калтащ (богиня земли), которая могла превращаться то в гуся, то в зайца, то в бабочку. По поверьям манси, у мужчины было пять или семь душ, у женщин – четыре или шесть, из них две – главные: одна поселялась в ребенка того же пола, а другая уходила в подземное царство. Эти древние представления отразились в мансийском фольклоре. Художественному осмыслению космогонии и мифологии манси посвящены литературные произведения первого профессионального мансийского поэта Ювана Шесталова (1937–2011). МИЛЕНЬКИЙ Мансийская сказка Однажды не стало вокруг суда. А стало так: приедет в поселок важный начальник, войдет в дом, сядет, ногу на ногу закинет и говорит: – Здравствуйте! Десять белок! Вешают ему на ногу десять белок. Кто не имеет десяти белок, пусть не здоровается. Очень тяжело стало жить манси. Один человек решил: «Есть ведь на свете какой-нибудь царь. Сходить, что ли, к царю». Оделся покойником и лег. Говорит своей жене: – Когда появится утренняя заря, возьми меня за большой палец ноги. Как начнет шевелиться, скорее буди. Кончил речь и уснул. Во сне увидел, каким путем нужно пойти, что царю отнести, о чем будет царь расспрашивать. А главное: ходить придется семь лет и семь зим. Жена сидела всю ночь. Когда на заре большой палец ноги пошевелился, она разбудила мужа. Тот начал рассказывать, что видел во сне. Потом стал собираться в путь. Взял с собой шкуру черно-бурой лисицы. Долго ли шел, коротко – пришел в царский город. На улице народу так много ходит – в лесу столько комаров нет. Встретил царского помощника. Тот говорит: – Ты живи пока у меня. Завтра пойдем к царю. Назавтра пошли к царскому дому. Ходок шкуру черно-бурой лисицы на шею повесил. Царский помощник и говорит: – Войдем – ты не бойся. Куда я пойду, и ты туда ступай. Вошли. Смотрит: пол, как золото. А спутник его идет, словно в воду опущенный. Подошел ходок к царю. Одной рукой отдал ему черно-бурую лисицу, другой – с царем здоровается. Царь говорит: – Садись, миленький. И стал с ходоком беседовать: – Вот, миленький, среди столь разной еды какая самая полезная? Ходок отвечает: – Вода да соль самые полезные. Царь опять говорит: – Среди столь разной одежды какая самая теплая? Ходок отвечает: – Трава самая теплая. Царь опять говорит: – Умеешь щипать утиное перо, гусиное перо? Ну а ходок: – Если было бы такое дело, сумел бы. Царь говорит: – Если умеешь, оставайся здесь. Царь пошел в другую комнату. Царские слуги обступили ходока, спрашивают: – Миленький, скажи, что царю сказал? Ходок взял в руки свою шапку и говорит: – Наложите мне полную шапку золотых денег, я скажу. Наложили ему полную шапку золотых денег. – Вот что я вам скажу: если умеешь обманывать, это и значит – щипать гусиное перо, утиное перо. Взял ходок золотые деньги и наменял мелочи: три копейки, пять копеек. Наложил мелочи полный мешок и всю раздал беднякам. Говорит царю: – Я хочу, пожалуй, домой идти. Царь говорит: – Ладно, ступай. Домой придешь, станешь жить князем, хозяином на своей земле. И дал княжеские одежды. Оделся ходок и пошел. Туда шел семь лет, а назад мигом возвратился. Как будто никуда и не ходил. Настало лето. Однажды снизу пришла лодка. Приехал важный начальник с казаками. Вынесли его прямо на берег в суконной люльке. Вошли в дом, поздоровались, потребовали десять белок. Потом наелись, напились вдоволь. Собрались дальше ехать. Ходок и говорит: – Я вам помогу начальника в лодку отнести. Казаки говорят: – В воду уронишь – он тяжелый. – Нет, – говорит, – не уроню. Поднял его, понес. Дошел до середины сходен и бросил важного начальника в воду. С этим и пошел на берег. Вошел в дом. Надел княжескую одежду. Казаки распахнули дверь, чтобы войти и с обидчиком разобраться. Видят: князь сидит. Испугались. Дверь захлопнули. Вышел ходок на улицу – они по реке едут. Начальник, весь мокрый, на корму сел, казаки веслами гребут. С тех пор больше никто не приезжал, не говорил: – Здравствуйте! Десять белок! Слепой охотник. Хантыйская сказка. Рассказала Н.Г. Чалтомова в 1983 году. Записала Н.В. Лукина. Литературная обработка Е.В. Лукина. |
||||||||||||||