На главную Об авторе Библиотека Критика Скачать Написать
Шрифт: КРУПНЕЕ - мельче
Библиотека: "Sol Oriens"

 

Настоящее настоящее

 Русский разглагол

Мы познаем Бога только через Иисуса Христа.
Без этого посредника мы лишаемся
всякого общения с Богом.
Блез Паскаль

Лука. Заглянем в древние лета, как говорил Сковорода. Когда белый свет разделился на Запад и Восток? Какое необычайное случилось со-стояние, чтобы обратиться в необычайное противо-стояние сторон света? Какую роль сыграл здесь дьявол, от решения которого до прегрешения человеческого есть только мгновение?

Фома. В день первый Бог сотворил свет, а в день шестой создал человека, которого поместил в Эдеме – на Востоке. Стало быть, Восток был уже в райские времена, до грехопадения Адама, а Запад отворился позже потопа и Вавилонской башни, когда Господь сказал Аврааму возвести очи к Северу и к Югу, к Востоку и к Западу.

Егорий. Воистину свет и Восток есть одно чистое утвердительное начало, отделенное только от тьмы. Изначально белый свет имеет одну восточную сторону, а тьма имеет другую, противоположную сторону, куда устремляется падший ангел, низринутый Господом. И лишь позднее открываются человеку четыре стороны света.

Лука. Выходит, Восток есть Божественное первоначало, а Запад есть начало отделенное – греховное и отрицательное, отворившееся во времена людского разноязычия и расточения по землям. Однако Христова истина также расточается по разным землям и исповедуется разными языками – для нее несть ни эллина, ни иудея.

Фома. Истина Христова едина, да толкуется экзегетами по-разному. Один вещает: «Отец всегда предшествует Сыну, и потому Сын подобносущен Ему». Другой увещевает: «Окстись, Отец и Сын равны и единосущи». «Это не соответствует природе!» – вопит третий. «Зато соответствует природе Божественной», – заключает четвертый.

Егорий. Воистину: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу».

Фома. Это случилось в царствование равноапостольного Константина Великого, когда Первый Вселенский собор в Никее утвердил Символ веры, а еретиков изгнал за пределы святой Византии. Вот они и разбрелись по Западу, где обратили в арианскую ересь вестготов: у них Сын подобносущен, а не единосущен Отцу.

Лука. Да, эта ересь содеялась на Востоке, и вестготы подверглись дьявольскому искушению. Еретик Ульфила достоин преисподней, раз совратил варварское племя с истинного пути. Неспроста Лютер, глашатай личной свободы и священства, почитал этого библейского толмача. Да и Ницше усматривал в нем предтечу немецкой надежды.

Фома. Оно и понятно: если Сын всего лишь подобносущен Отцу, Он неизбежно является другим, отличным от Отца. А поскольку Церковь утверждается Словом Христовым, она в силу подобносущности Сына может заблуждаться, как блудный сын. В таком случае будет вернее обращаться не к земной Церкви, а напрямую к небесному Богу.

Егорий. Воистину таково основное различие между Востоком и Западом – из-за одного слова, искаженного дьяволом. «Вера наша всегда одна, – говорили православные в старину, – а за морем что ни человек, то и вера». Потому что на Западе всякий считает себя этаким пророком, знающим истину прямиком от Бога.

Лука. Получается, две противостоящие стороны разделяет всего лишь слово – одно Слово, Которое стоит неколебимо, как краеугольный камень. Тогда следует поразмышлять над современным глобальным проектом: может ли Восток стать Западом? И не противоречит ли это замыслу Творца о Творении?    

Previous
Content
Next
 
Сайт лепил www.malukhin.ru