|
||||||||||||||
УДМУРТЫ Удмурты – народ в России, коренное население республики Удмуртия и соседних областей Поволжья и Урала. Численность превышает 550 тысяч человек. Этноним «удмурт» означает «человек, мужчина». В старину удмуртов именовали вотяками. Северные удмурты, населявшие Вятскую землю, после монголо-татарского нашествия подчинились нижегородско-суздальским князьям, а в 1489 году вошли в состав Московского княжества. Южные удмурты вначале находились под властью Волжской Булгарии, а затем – Золотой Орды и Казанского ханства, и присоединились к России лишь в 1558 году. Впоследствии это сказалось на религиозных предпочтениях: северные удмурты более тяготели к православию, а южные – к исламу. Удмурты испокон веков занимались пашенным земледелием – сеяли рожь, пшеницу, овес, лен. Разводили крупный рогатый скот. Важным подспорьем в хозяйстве были пчеловодство и собирательство. Традиционным занятием женщин являлось ткачество – удмуртские льняные холсты ценились на базарах. С XVIII века в Удмуртии стала развиваться металлообрабатывающая промышленность. В 1807 году по указу императора Александра I в Ижевске был построен Оружейный завод. Сегодня столица Удмуртии по праву считается кузницей российского оружия – здесь производится знаменитый автомат Калашникова. С XVIII века началась и усиленная христианизация удмуртов, которая потеснила традиционные языческие верования. В устном народном творчестве сохранились языческие мифы и легенды. Верховным божеством удмуртов считался Инмар. Ему противостоял злой шайтан. В легенде «О сотворении мира» объясняется, почему поссорились эти два божества, олицетворяющие свет и тьму, добро и зло, правду и ложь. Русская православная церковь сыграла большую роль в просвещении удмуртов. Ее ярким представителем был священник Троицкой церкви в селе Бураново Г.Е. Верещагин (1851–1930). В течение полувека он изучал жизнь и быт удмуртского народа, собирал сказки, легенды, предания. Свои наблюдения он изложил в монографиях, которые были отмечены серебряными медалями Русского географического общества. Помимо этнографических изысканий, Григорий Верещагин писал стихи, рассказы, пьесы. Он был первым удмуртским поэтом, прозаиком и драматургом, основоположником удмуртской литературы. В 1927 году Г.Е. Верещагина лишили духовного звания; Троицкая церковь, где он прослужил почти тридцать лет, была снесена. Сегодня удмуртское село Бураново известно во всем мире благодаря музыкальному коллективу «Бурановские бабушки» – финалисту конкурса Евровидения 2012 года. Все денежные вознаграждения певицы жертвуют на возведение в своем селе нового православного храма. СМЕРТЬ Удмуртская сказка Жил на свете один человек. Жил он долго, состарился и стал уже подумывать о смерти. Сделал он себе гроб из крепкого дуба, смотрит на него, любуется: – Жил я на этом свете и всего-то мне хотелось: и много денег, и просторных хором, и жену красавицу. Одного мне всегда не хватало, другое было не по карману, третье быстро надоедало. А теперь ничего, кроме этого домовища, уже и не надо. Вдруг явилась к нему Смерть: – Что это ты тут сделал? – Как что – гроб! Вот помирать собрался. – Я – Смерть, давай ложись в гроб – душу твою возьму. Тут человеку расхотелось отправляться на тот свет. «Напрасно я сказал, что хочу умереть, – затосковал он. – Пожил бы еще годик, другой». Решил он Смерть обмануть и говорит ей: – Эх, Смертушка дорогая, я ведь умираю в первый раз, покажи мне, как надобно в гроб ложиться, да заодно примерь его. Если он тебе будет в пору, значит, и мне подойдет. – Ложиться в гроб – дело нехитрое! – усмехнулась Смерть и плюхнулась на голые доски. Человек быстро прихлопнул гроб крышкой, крепко-накрепко забил гвоздями и вынес в чулан. Смерть сколько ни билась – не могла вылезти из гроба. Прошло несколько лет. Совсем состарился человек, начали его одолевать всякие болезни – ни есть, ни пить, ни спать уже не может. Жить ему стало невмоготу. И решил он, что пора ему и вправду отправляться на тот свет. Кряхтя, направился он в чулан, насилу открыл гроб и видит: Смерть чуть жива. Взмолился старик, чтобы простила его Смерть и взяла его душу. А Смерть, пока сидела в чулане, отощала, изголодалась. Схватила она косу и давай косить людей – всех подряд. И первым под руку, конечно, старик попался. Смерть. Удмуртская сказка. Записал и опубликовал в 1886 году Г.Е. Верещагин. Литературная обработка Е.В. Лукина. |
||||||||||||||