![]() |
![]() |
|||||||||||||
|
||||||||||||||
ВЕПСЫ Вепсы – народ в России, коренное население республики Карелия, Ленинградской, Вологодской и других областей. Численность – около 6 тысяч человек. Вепсы упоминаются в трудах арабских географов, скандинавских сагах, русских летописях. Под своим древним названием «весь» перечислены среди племен, призвавших в 862 году Рюрика и его братьев княжить на Русь, причем один из братьев – Синеус – отправился княжить на Белое озеро, где был воздвигнут древний вепсский город Белоозеро. До конца XV века большинство вепсов обитало в границах Обонежской пятины Новгородской земли, а после присоединения к Московскому княжеству их включили в число государственных крестьян. Основным занятием вепсов были пашенное земледелие, охота, рыболовство, сбор грибов и ягод. В Петровскую эпоху северных вепсов приписали к Олонецким металлургическим заводам, а оятских – к Лодейнопольской судостроительной верфи. Стало также развиваться отходничество – лесозаготовки и сплав, бурлачество на реках Свирь и Нева. На реке Оять развивался гончарный промысел. Песчаник для изготовления жерновов, точил, тротуарных плит добывали во владениях Брусненского монастыря. Начавшаяся в XI веке христианизация вепсов проходила, как и везде в России, в приспособлении к традиционным местным верованиям, в результате чего православие сочеталось с некоторыми элементами языческих обычаев. В красном углу избы, называемом «юмалчог» – святой угол, под иконами на одной полке находились флакончики со святой водой и знахарские узелки с солью. В народной религии вепсов почитались животные, птицы, рыбы. Почитался лес – из ольхи изготавливали посохи для колдунов, которые использовались в свадебных и иных обрядах. Среди святителей вепсской земли особое значение имела подвижническая деятельность преподобного Александра Свирского (1448–1533), вышедшего из семьи вепсских крестьян. В густом лесу на берегу Свири святой основал православную обитель, которая ныне известна как Александро-Свирский монастырь. ГЛУПЫЕ ЛЮДИ Вепсская сказка Жили старик со старухой. Не было у них земли, поэтому решили они посадить репу на крыше своего дома. Выросла репа величиной с кулак. Старик и говорит старухе: – Пора репу собрать, а то вырастет огромная и придавит нашу избушку. Старуха приставила к дому старую лестницу, поднялась на крышу и собрала урожай в мешок. Взвалила мешок на спину, стала спускаться. Одна лесенка подломилась, и рухнула старуха с лестницы прямо на зубья бороны. Тотчас и умерла. Старик поплакал, погоревал. Но делать нечего – надо хоронить старуху. Уложил ее в подклеть, а сам запряг лошадь и поехал на телеге искать плакальщиц. Проехал немного по лесу – попадается ему навстречу лиса. – Куда, дядя, едешь? – спрашивает. – Еду плакальщиц искать. – Возьми меня. – А ты оплакивать умеешь? – Умею: оо–оо–оо! – Садись на телегу. Дальше поехал старик. Попадается навстречу волк: – Куда, дядя, едешь? – Еду плакальщиц искать. – Возьми меня. – А ты оплакивать умеешь? – Умею: уу–уу–уу! – Садись на телегу. Проехали еще немного. А навстречу им медведь: – Куда, дядя, едешь? – Еду плакальщиц искать. – Возьми меня. – А ты оплакивать умеешь? – Умею: ммя–ммя–ммя! – Садись на телегу. «Хватит плакальщиц, однако», – решил старик и повернул телегу назад. Вскоре приехали к дому. – Где твоя старуха? – В подклети. Запустил старик зверей в подклеть, а сам прильнул ухом к двери – послушать, как те станут покойницу оплакивать. Проходит минута, проходит другая. Спрашивает старик: – Оплакали? А те отвечают: – Ручки и ножки уже оплакали. Проходит минута, проходит другая. Старик опять: – Оплакали? – Оплакали! – говорят. Открыл старик дверь в подклеть. Выскочили оттуда плакальщики и пустились наутек. Смотрит старик: нет в подклети старухи – съели ее звери. Старик поплакал, погоревал. Без старухи стал постылым ему родной дом. Собрал он мешок, положил совок с топором, посадил в него кота, и пошел куда глаза глядят. Шел-шел, вдруг видит – стоит избушка. Вошел старик в избушку, а там дивные дела творятся: мужик с печи прыгает в штаны, а жена внизу эти штаны держит. Старик и спрашивает: – Мужик, сколько мне денег дашь, если я научу тебя штаны надевать? – Сто рублей. Научил старик мужика штаны надевать, не прыгая с печи, взял деньги и пошел дальше. Вдруг видит: стоит избушка без окон и мужик бегает с корзиной туда-сюда – то в избу заскочит, то обратно во двор выбежит. Старик и спрашивает: – Чего бегаешь с корзиной туда-сюда? – Из избы тьму выношу, а со двора свет приношу, – отвечает мужик. – Сколько мне денег дашь, если я сделаю свет в избе? – Двести рублей. Старик прорубил топором окно в стене, взял деньги и пошел дальше. Шел-шел, видит – опять избушка. А дело уже к вечеру было. Попросился старик к хозяину на ночлег. Обрадовался хозяин, уложил гостя на лавке и подумал: «Пусть мои домочадцы стариком полакомятся». Лег старик на лавку, положил под голову мешок, а кота погулять выпустил. Среди ночи шорох раздался – вышли из-под пола крысы, хозяйские домочадцы, хотели стариком поживиться. Но кот не дал им этого сделать. Утром хозяин проснулся, видит: на полу всюду мертвые крысы валяются. Спрашивает старика: – Как ты убил такую кучу? – Есть у меня зверек, который крыс убивает, – отвечает старик. – Хочешь, я тебе его оставлю, если ты мне денег дашь. Хозяин заплатил за кота триста рублей. Взял старик деньги и пошел домой. Подошел к родным местам и видит: на месте его избы возвышается красивый дом, а на крыльце стоит богатый человек и машет рукой: уходи, мол, старик, откуда пришел. Сел старик на камень и заплакал. Он плакал так много, что его горючие слезы образовали большое Онежское озеро. Глупые люди. Вепсская сказка. Рассказала А.А. Харитонова в 1938 году. Записал В.И. Кононов. Перевели Н.Ф. Онегина и М.И. Зайцева. Литературная обработка Е.В. Лукина. |
||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||
|
||||||||||||||