НА ГЛАВНУЮ     ОБ АВТОРЕ  БИБЛИОТЕКА  ИНТЕРВЬЮ НАПИСАТЬ          
Библиотека

Валентина Ефимовская.

Поэт, критик.
Член Союза писателей России.
Заместитель главного редактора
журнала «Родная Ладога»


 

АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ РОССИИ

«Святой Сергий Радонежский. 700 лет»
Составление, обработка текстов, либретто – Евгений Лукин.
Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2014.


Среди торжеств 2014 года одна дата кажется особенно знаменательной. Это – юбилей величайшего подвижника Русской земли святого Сергия Радонежского.

Немало книг было посвящено святому Сергию, немало будет и новых изданий, но книга «Святой Сергий Радонежский. 700 лет», составителем и автором которой является петербургский поэт, прозаик, переводчик Евгений Лукин, – уникальная. В первую очередь, она обращает на себя внимание своим художественным исполнением. Ее зримая красота заключается в синтезе древней книжной художественной традиции, подлинной церковно-книжной символики с современными технологиями книгоиздания. Красочно иллюстрированная, содержащая богатую иконографию святого Сергия, она кажется достойным ковчежцем, в который и должны собираться лучшие слова во славу святого.
Составитель книги Евгений Лукин, конечно же, знает, как много произведений посвящено Сергию Радонежскому. Однако, отбирая их для своей антологии, он ставил перед собой задачу – показать непреходящее значение Сергия Радонежского как духовного основателя нашего государства. Свою мировоззренческую позицию Евгений Лукин подтверждает девятью произведениями о святом Сергии. В книгу включены, в частности, и редко публикуемые произведения русских писателей. Из биографий, размещенных в конце книги, видно, что многие из них противостояли идеологии революционных демократов – предшественников большевизма, вследствие чего их не печатали в годы советской власти. Их мировоззрение остается чуждым и современным адептам политического радикализма и атеизма. Поэтому эта антология является и оригинальной, и актуальной.

Документальным литературно-историческим базисом для создания достоверного образа преподобного Сергия является его «Житие», написанное монахом Епифанием Премудрым. Этим произведением мастера агиографического слова открывается антология Евгения Лукина. «Житие» Епифания, много отличное по занимательной сюжетности и событийности от современной литературы, не оставляет равнодушным. В этом повествовании мы находим описание самых разных эпизодов жизни святого: от удивительного рассказа о знамении еще не родившегося младенца и видении отроку Варфоломею ангелоподобного старца до явления святому монаху Богоматери и прозрения святым старцем победоносного будущего России. Зная, что Епифаний был учеником преподобного Сергия, что начал он писать его житие сразу по кончине старца, можно говорить о высокой степени документальности.

То, что личность Сергия Радонежского оказалась интересна императрице Екатерине II, унаследовавшей от Петра Великого идею российской государственности и немало потрудившейся на благо России, доказывает, что наш преподобный был духовным основоположником идеи государственного величия России. Поэтому, вероятно, просвещенная императрица взялась за создание своего труда «О преподобном Сергии», который представлял собой краткий конспект «Жития» Епифания Премудрого. Этот малоизвестный труд русской императрицы представлен в современной литературной обработке автором-составителем Евгением Лукиным и воспринимается как произведение актуальное. Кажется, созвучна нашему времени внутренняя противоречивость екатерининской эпохи, с продолжавшейся секуляризацией и одновременно повышенным вниманием к истории Русской Православной Церкви и ее монастырям, о которых так много говорится в труде Екатерины II. Умная царица понимала, что воинские победы неотделимы от побед духовных, и выделила в своем труде основные смыслы – «Сергий и государство», «Сергий и Церковь».

Сотрудничеством с императрицей можно назвать статью ее современника, великого русского историка Николая Карамзина, публикуемую в антологии. Она посвящена истории возникновения и природно-архитектурному образу детища преподобного Сергия – Троице-Сергиевой Лавре. Как во многих своих трудах, Карамзин размышляет здесь над непреходящим значением жизненного подвига святого монаха, подчеркивая главную мысль: Россия непобедима единоначалием и соединением ее народов духовными скрепами.

Троице-Сергиевой лавре посвящен и следующий материал – глава из книги историка церкви Андрея Муравьева «Путешествие по святым местам русским». В этом произведении, о котором с восторгом отзывался Пушкин, отражена не только неповторимая внешняя красота святого места, но и передан живой дух Святой Руси.

О судьбе и значении в отечественной истории Сергиевой обители с XIV по XIX век повествует мало известная ныне статья Ивана Снегирева, русского историка, этнографа, искусствоведа. Представленный материал является вступлением к большому труду ученого 1842 года, благодаря которому мы можем сегодня составить представление о ее архитектурном великолепии и убранстве в середине XIX века.

В конце XIX века, во время нарастания революционных настроений, усилилась необходимость обратить нравственные поиски русского общества к реальному примеру духовного совершенства, которым по-прежнему являлся святой Сергий Радонежский. Снова требовалось укоренение идеи строительства мощного Русского государства, укрепленного Православной верой. Тогда и стала актуальной книга известного русского поэта Константина Случевского «Государственное значение святого Сергия и Троице-Сергиевой лавры», изданная в 1889 году. С того времени эта работа не переиздавалась ни разу, и ее включение в антологию тоже можно считать удачей автора-составителя.

В статье «Троице-Сергиева лавра и Россия», написанной богословом Павлом Флоренским в 1919 году, деяния Сергия Радонежского рассматриваются в контексте всемирной истории. Эта высокохудожественная работа священника-богослова является достижением в развитии русской религиозной мысли, в обогащении религиозного опыта на примере подвига преподобного, доказавшего, что служение Господу выше любой земной власти и сильнее любого врага.

Все произведения антологии обладают одной особенностью – они поэтичны. Потому что метафизичен образ святого монаха, подвиг которого во имя Христа невозможно передать обычными литературными приемами. Это чувствовал уже Епифаний Премудрый, который особой словесной орнаментальностью, ритмикой, метафоричностью создавал в «Житии» образы торжественные и одновременно реалистичные.

В продолжение подобного поэтического повествования в 1849 году была создана архимандритом Митрофаном (Воронцовым) поэма «Радонежский пустынник св. Сергий Чудотворец». Былинный слог и строй поэмы делают эпическим это насыщенное, достаточно сложное в своих евангельских аналогиях произведение, которое с тех пор также не переиздавалось. Сегодня, благодаря бережной работе Евгения Лукина над старинным произведением, его композиционной оптимизации, оно вновь зазвучало на страницах антологии и теперь займет, бесспорно, новое место в русской духовной литературе.

В то же время современная поэма «Радонежская оратория», написанная автором-составителем антологии поэтом Евгением Лукиным в 2013 году, звучит в древнерусской тональности. Вероятной причиной такого решения художника стало то, что это либретто оратории, то есть произведение музыкальное. В напевности и языковом стилистическом своеобразии оратории слышатся прямые и косвенные реминисценции «Слова о полку Игореве», за перевод которого на современный язык автор удостоился в свое время высокой оценки академика Дмитрия Лихачева. Но если великий литературный памятник древней Руси был связан с исторической и культурной жизнью Киевской Руси, то «Радонежская оратория» – это эпическое произведение, имеющее современные историко-политические проекции. Насыщенная сочащимися из глубины столетий призывами людей к любви и согласию, поэма Евгения Лукина наводит на размышления о том, какое великое зло раздробленность и разъединение по любым признакам.

Поэма-оратория, предполагающая возвращение к традициям древнерусской литературы и духовной музыки, обладает развивающимся сюжетом, имеет продуманную автором сценографию. Но для постановки представляется сложным произведением, в которое автор включает помимо многих массовых сцен сакральную сцену явления преподобному Сергию Богородицы, эпическую сцену Куликовской битвы. Очевидно, что для музыкальной постановки оратории должна быть создана сложная музыкальная партитура. Кроме написания оригинальных мелодических тем, потребуется обращение к богатому древнему певческому кладезю, к многоголосному пению, к старинной хоровой традиции. Музыка позволит в полной мере выразить и красоту трагического времени, в которое жил святой Сергий, и смысловую глубину современного поэтического оригинала. В целом поэту удалось создать зрительный ряд, раскрывающий поучительную жизнь Сергия Радонежского, который показал «к великой истине пути».

Внимательно прочитав антологию Евгения Лукина, мы многое узнаем и о себе, и о своей родине. Сбережение и преумножение знаний о прошлом способствует укреплению нашего единства, ради чего 700 лет назад совершил свой духовный подвиг святой Сергий Радонежский.