НА ГЛАВНУЮ     ОБ АВТОРЕ  БИБЛИОТЕКА  ИНТЕРВЬЮ НАПИСАТЬ          
Библиотека

Валерий Штицберг.

военный корреспондент,
член Союза журналистов России

Газета «Пограничник» № 50 (5668) от 19 декабря 2009

 

ЧЕРНОЙ СМЕРТИ МЕЛЬКАЛО КРЫЛО


В нашей газете и журнале «Пограничник» опубликована повесть известного петербургского писателя Евгения Лукина «Танки на Москву» — девять самостоятельных рассказов, объединённых общим замыслом. Это истории о трудных, трагических судьбах солдат и офицеров Российской армии, которые в экстремальных ситуациях первой чеченской войны сохраняют удивительную чистоту человеческих отношений, верность мужской дружбе, любимой женщине, семье, проявляют беспредельное мужество в бою. «Танки на Москву» — это рассказы о русских людях, которые всю жизнь прожили на Северном Кавказе, но в одночасье стали для «гордых» горцев недочеловеками и рабами, это истории о боевиках, и тех простых чеченцах, которые остались преданными России и преданных Россией. Это повесть о великом подвиге и великом предательстве.

Судьбы людей показаны через восприятие одного из литературных героев произведения — капитана Турина, который встречается с ними на этой жесткой, праведной и неправедной бойне...

Из характеров персонажей складывается образ российского воина, человека неординарного, противоречивого, готового на подвиги, самопожертвование во имя России. Художник рисует образы простых русских людей, оказавшихся в чеченском полоне, но не потерявших честь и человеческое достоинство; боевиков, наглых и самоуверенных, когда чаша весов клонится в их сторону, жалких и растерянных, до омерзения лицемерных, когда сила ломит силу. Автор ставит своих героев в пограничные ситуации, когда встает выбор между правдой и ложью, дружбой и предательством, жизнью и смертью.

Открывается повесть рассказом «Персидская царевна». Главные герои — экипаж танка сержанта Матюшкина. Эти молодые мужики, наспех набранные на контрактную службу из русских захолустных городков и деревень, еще не до конца понимают, что оказались в огненном пекле, что на войне любой промах наказывается пулей и снарядом врага, точно нашедших цель, а значит оборвавшими солдатские жизни. Экипаж пошел в атаку пьяным в стельку и не выполнил задачу, не поддержал огнем и гусеницами атаку штурмового отряда. Генерал построил провинившихся перед штабом, а они, «осоловевшие и чумазые, стояли на плацу Ханкалы, сознавая, что никакого наказания не будет — воевать всё равно кому-то надо...» Нагловатая ухмылка командира танка окончательно разозлила генерала. Он приказал расстрелять экипаж. Жестоко, но на войне невыполнение боевой задачи всегда каралось смертью. А что такое для русского человека быть расстрелянным своими, пасть не в бою, а быть убитым за предательство? Нет более жестокой кары, позора не только для невыполнившего приказ, но и для семьи, детей, которые всю жизнь будут носить клеймо сына или дочери предателя. Экипаж попросил дать последний шанс. И генерал приказал: «Завтра вы вытащите оттуда всех — живых и мёртвых... Тогда прощу».

Зачем пошли на войну эти контрактники? Автор пишет откровенно — главное было подзаработать. А командир танка Матюшкин решил накопить на свадьбу. Он хотел уважить невесту, как персидскую царевну. Но разве это плохо? Правда, на войне меркантильные интересы отошли на второй план. Люди поняли, что здесь, в Чечне, они борются с темной силой, способной уничтожить не только горную республику, но и Россию. Российское воинство сражалось за честь и свободу, счастье каждого соотечественника.

Утром танкисты пошли в атаку. Бой был страшным. Танк, поливая огнём улицы, упрямо двигался к цели. Вдруг в полуразрушенном кафе Матюшкин увидел девушку. «Не стрелять», — приказал он. И смолк огонь. Боевики притащили к кафе беременную русскую женщину и выставили её живым щитом. Она не уцелела, несмотря на то, что танкисты, рискую собой, прекратили огонь. «Матюшкин присмотрелся — девушка лежала, обхватив руками большой живот. Она и мёртвая пыталась уберечь таившуюся в ней новую жизнь».

Только за смерть этой женщины и ее неродившегося ребенка навсегда должны быть прокляты эти упыри, которые и сейчас пытаются представить себя борцами за свободу. Они — нелюди, трусы и подонки, заслуживающие смерти. И не будет им прощения ни на том, ни на этом свете.

Экипаж Матюшкина не вернулся из боя. Боевую машину подбили, командир сменил под собой второй танк и опять полез в пекло. И сгорел в боевой машине. Так и не дождалась персидская царевна из российской глубинки своего царевича. А сколько таких матюшкиных, простых русских парней, приняли смерть в бою? И сколько русских принцесс стали вдовами, так и не надев подвенечное белое платье?

Евгений Лукин пишет жестко, резко, не приукрашивая те трагические события. Сам офицер, он прошел эту войну, его герои — реальные люди, с которыми он встречался в опаленной огнем Чечне.

Елена Васильевна, героиня рассказа «Красный день календаря» всю жизнь прожила в Грозном. Как пишет Лукин, еще в ветхосоветские времена учила детей русскому языку и литературе. И один, самый способный ее ученик, который писал стихи о Ленине, стал палачом. Автор пишет, что он был первым, кто накинулся на памятник вождю, в честь которого слагал оды, и вместе с друзьями поверг статую наземь. Это было начало. Потом он выгнал из дома свою учительницу, продал в рабство ее дочь. И жила Елена Васильевна в сарайчике у своего дома с маленьким внуком, учила его грызть сухарики — «чуть помочить в воде, и долго-долго пережёвывать, не глотая». А ее ученик, одописец Хамид, устроился с молодой женой и ребенком в доме своей учительницы. Его жена Элима, в отличие от «борца за свободу», относилась к старой учительнице по-человечески — даже хлеб иногда давала. Но как жестока судьба! Влетел снаряд в дом Хамида, и похоронил он жену и маленького сына. Они-то в чём виноваты? Хамид отомстил. Расстрелял сарайчик, где жили Ванечка и Елена Васильевна...

Читаешь повесть, и мороз по коже. Неужели это было в России? Вспомните середину 90-х годов прошлого века. Разве рассказывали правду о той войне? Зато какие помпезные шоу устраивала наша элита, с каким умилением рассказывали нам СМИ о новых яхтах и виллах олигархов, любовных интрижках новоявленных звёзд шоу-бизнеса, «голубых» из кордебалета? Воистину — пир во время чумы. Если армия воюет, гибнет мирное население — страна должна жить по военным законам. Иначе будут рушиться нравственные устои и править станет сатана. Разве не так?

Автор рисует яркие и точные образы, одним мазком он точно определяет характер, суть человека. В рассказе «Тень» на позиции российского подразделения приходит парламентер террористов. С ним столичная журналистка, «сутулая от собственной невзрачности. Суматошно вертясь, она забежала вперёд, чтобы снять происходящее на видеокамеру». Бандиты предложили армейцам сдаться. Иначе всех сожгут. Понятно, солдаты ответили отказом. И начался огненный штурм. «Чехи» ворвались на позиции. С ними — журналистка. На цементном полу раненый. «Журналистка прижалась к стене, посверкивая острыми глазками. Усмехнувшись, боевик протянул оружие:

— Добей, Аннушка!
Аннушка вцепилась в пистолет двумя руками...»

Этот эпизод тоже реальный. И Аннушка, российская журналистка, тоже была там, вела информационную, да и не только, войну против российского воинства. Разве могли эти «акулы пера» быть объективными? Русские солдаты, или как называли бойцов журналисты, «федералы» были для них врагами, а бандиты, которые позже взрывали дома в Москве, убивали детей в Беслане, — героями.

Понятно, что война на Северном Кавказе была непопулярной. Но разве была другая возможность ликвидировать криминальный анклав, появившийся в окраине России? Да, события тех лет — трагедия и боль страны, эта бойня унесла жизни тысяч молодых людей — русских, чеченцев. Но неуклюжая попытка политиков остановить ее, подписав Хасавюртовский договор, была похожа на предательство. Лукин пишет: «Стало понятно, что совершилось неслыханное предательство. В самый канун победы, когда только и оставалось добить врага в его логове, Москва вдруг решила замириться с ними. Одним махом всё становилось бессмысленным — война, смерть, кровь...» Боевики праздновали поражение России. Джигиты пели: «Нам равных нет. Мы все сметём. Держись, Россия! Мы идём».

Горько, обидно было офицерам, солдатам, которых в очередной раз предали. И разве простят это предательство герои рассказов Лукина — старший лейтенант Глебов, его невеста Верочка, попавшие в чеченский плен? Нет, не простит этого и разведчик Турин, который, рискуя жизнью, вызволял из бандитских острогов русских воинов, переживших испытание пленом, унижением, смертью. В рассказе «Танки на Москву» есть такой эпизод. Офицеры поминают погибших товарищей. Они «ели чёрный хлеб, замешанный на тяжёлых воспоминаниях. Многие из них видели гибель товарищей... Постепенно душевная горечь перерастала в глухую ненависть. Никто не называл виновника этих страшных бедствий... Но каждый сердцем знал — это он.

Он олицетворял абсолютное зло. Даже боевики, подло стрелявшие из-за угла, не вызывали такого ожесточения. По крайней мере, они считались врагами, достойными снисхождения хотя бы потому, что были умыты общей кровью».

Евгений Лукин — единственный писатель, кто нашёл в себе гражданское мужество и смелость назвать виновника этой бойни, сидящего за кремлевскими стенами.

Повесть написана ярким, сочным языком. Она прославляет тех, кто сполна хватил военного лиха в жестоких схватках с бандформированиями. Но война не озлобила их, эти молодые парни закалились в боях, сплотились в великое фронтовое братство. Автор откровенно любуется своими героями, потому что они есть соль земли, та основа, которая делает воинские формирования непобедимыми, способными сломить любого агрессора. Повесть Евгения Лукина — для воинов, павших и живых, которые прошли эту войну. Автор убежден, что без офицерского корпуса мы потерям не только Вооруженные силы, но и страну. Ее герои — отнюдь не супермены, а обычные солдаты, которые в годину испытаний заслонили Россию от международного терроризма.

Эпиграфом повести писатель взял стихи Анны Ахматовой:

Всё расхищено, предано, продано,
Чёрной смерти мелькало крыло
Всё голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

И в этом суть произведений Евгения Лукина.