НА ГЛАВНУЮ     ОБ АВТОРЕ  БИБЛИОТЕКА  ИНТЕРВЬЮ НАПИСАТЬ          
Библиотека
Александр Васильевич Медведев.
Член Союза писателей России
и Союза художников России.

 

Вышла в свет новая книга петербургского писателя Евгения Лукина «Пространство русского духа». В книгу вошли не только оригинальные эссе автора, посвященные проблематике русского героического эпоса и русского художественного авангарда ХХ века, но и его переводы поэтических произведений древнегреческого поэта Тимофея Милетского, знаменитого скальда Харальда Хардрада и современных норвежских поэтов, в том числе лауреата Нобелевской премии Улафа Булля. Давняя традиция отечественной мысли - поиски истоков русской цивилизации в начале III тысячелетия - вступает в новую фазу своего развития. В ряду произведений последнего времени, вызванных к жизни этой актуальной темой, хочется отметить и новую книгу Евгения Лукина.

Из нескольких направлений, по которым двигалась княжеская Русь, а затем и Российская империя в поисках культурной идентичности, магистральным принято считать путь из варяг в греки. Проходя по нему на страницах «Пространства русского духа», автор особо пристально всматривается в северном направлении - в сторону суровой Скандинавии. Именно там, в полночных странах, он распознает начало удивительных переплетений, возникающих вокруг значимых фигур и событий, с ними связанных. Читатель, следя за ходом его повествования, получает возможность пройти тропинками, смыкающими греческие мифы, германо-скандинавский эпос, русские сказки, былины, предания и творчество поэтов русского авангарда ХХ века. Самое время воспользоваться таким предложением, ибо действительность заставляет нас произвести некоторую переоценку ценностей, требуя более тщательного анализа двух давних доктрин возникновения и развития российской государственности и культуры - доктрины «норманнской» и «евразийской». Неоспорима значимость той и другой, аргументом чего служит государственный герб - двуглавый орел, взирающий на Восток и на Запад. Насыщенность материала книги предполагает подобные мысли: призвание России не выбирать между «светосозерцанием» Востока или «миродеятельностью» Запада, но вбирать в себя и то и другое, адекватно усваивая и развивая.

Остается приятное чувство от тона, взятого автором и выдержанного от страницы к странице, создающего пространство, не стесненное безынициативной политкорректностью и не расплывающееся в безудержном патриотизме. Философско-литературные эссе Евгения Лукина, посвященные проблематике русского героического эпоса, позволяют взглянуть синтетически и на корневые вопросы - откуда берет начало Русь, что, безусловно, продуктивно в перспективе развития отечественной культуры.

Путь из варяг в греки не был путем исхода народов, объединенных под началом русских князей, скорее, его следует назвать одним из магистральных исторических направлений в их движении к обретению национального самосознания. «Проложенный боевыми ладьями, - пишет Евгений Лукин, - этот путь из варяг в греки усеян франкскими мечами и готическими копьями, усыпан золотыми византийскими монетами и гривнами с молоточками Тора, уставлен крепостями и могильными курганами - молчаливыми свидетелями мощного неостановимого движения варягорусов на Юг». Создавая собственное географическое пространство, не стремясь к слиянию ни с варягами, ни с греками, русь - народ и Русь - государство в общении с Западом и Востоком неуклонно расширяли свое духовное пространство.

Обозревая вместе с автором пути, начатые Вещим Олегом, нарекшим Киев матерью городов русских, и Петром Великим, основавшим северную столицу, невольно приходишь к мысли, что символика двуглавого орла имеет более объемное воплощение, чем принято считать. Да, Восток - Запад, но через Север и Юг. Движение не справа налево и не вверх вниз, но образуя круг, Лукоморье. «Традиционная модель мира, - отмечает Евгений Лукин, - непременно предполагает некую точку, откуда излучается свет, излучается воля, излучается благо - излучается на весь мир, обозначенный кругом, который только и существует благодаря лучезарному центру».

Книга Евгения Лукина - это напоминание о непрерывности культурно-исторического и духовного пространства современного русского человека, способного - и обязанного этой способностью пользоваться - к соединению еще не так давно казавшихся несоединимыми «самостояния» (Иван Ильин) и «братского стремления нашего к воссоединению людей» (Федор Достоевский).

Конспективно выражаясь, «Пространство русского духа» автор выстраивает, опираясь на ключевые знаки, образующие триединство: это стремя-страница-струна, за которыми стоят воин, священник, поэт на всем протяжении исторического простирания Руси - России. Происходит открытие новых измерений и в сферах, казалось бы, досконально изученных. В мирах «авторитета бессмыслицы» поэта Александра Введенского, говорившего с беспредельным и безграничным, незатихающим эхом обнаруживается отзвук речи, начатой «Словом о полку Игореве». «Самовитое» слово Велимира Хлебникова перестает восприниматься вещью в себе. Выясняется, что оно предназначено развязывать «узлы будущего» при собственном возвращении к смысловым и красочным первоистокам.

Новая книга Евгения Лукина подчас неожиданно разворачивает историко-художественные, литературоведческие и философские реконструкции и дает выразительный абрис оригинальным гипотезам.